ГЛАВНАЯ
Образовательные программы
Экспозиции
Выставки
Фонды
Творческая мастерская
Общественные объединения
Издания музея

ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Красноборский музей на сайте vk.com

Карта сайта

Виртуальные выставки

ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ

Пермогорская роспись включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник и Грединская на Мокрой Едоме. В палитре местных живописцев преобладают белый цвет фона и красный – основной цвет узора. Их оттеняют жёлтый и зелёный. Чёткость росписи придаёт лёгкий чёрный контур. Диапазон расписываемых предметов очень широк. Видное место здесь занимает посуда и утварь – скопкари, ендовы, ковши, жбаны, чарки, блюда, туеса, набирухи. Очень красочны прялки, люльки, санки, дуги.
Основу росписи составляет мелкий растительный орнамент. Хрупкие гибкие побеги, словно ковром, заполняют всё свободное пространство. На них нанизаны трёхлопастные листья и тюльпановидные цветы, дополняют которые небольшие листочки, ягодки и почки. Нередко среди растительного орнамента можно увидеть фигурки животных и птиц, изображения бытовых сцен. По словам О. Кругловой, исследователя народного прикладного искусства, «из русских центров народной росписи мы не можем назвать ни одного другого центра, в изделиях которого так же многогранно была бы отражена жизнь русской деревни XIX века, как в росписях Мокрой Едомы». К основным мотивам в пермогорской росписи можно отнести и сказочную птицу Сирин, которая чаще всего помещалась в зубчатый круг. В верхней части фасада прялки нередко изображены лев и единорог. Нарядность росписи придают множество красочных бордюров и розеток. На многих предметах Пермогорья есть сопроводительные надписи нравоучительного содержания или же восхваляющие само изделие. Например, на обеденной чаше написано: «Сиди при беседе разумно, не кощунами подобает упражнятися…». Смысл надписи не утратил своего значения и в наше время: «Сиди за столом спокойно, кушай с благодарностью к тем, кто тебя накормил». На туесе читаем: «Сей буракъ Матфея Смиренникова харошенькой 1811 го».
К сожалению, народная память сохранила имена мастеров только двух последних поколений из семей Ярыгиных, Мишариных, Хрипуновых и Хвостовых.

Журнал "Истоки 2011"
©2014 МБУК "КИМХМ им. С.И. Тупицына"