ГЛАВНАЯ
Образовательные программы
Экспозиции
Выставки
Фонды
Творческая мастерская
Общественные объединения
Издания музея

ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Красноборский музей на сайте vk.com

Карта сайта

Виртуальные выставки

РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ

Ракульская роспись имеет глубокие традиции. Центром её является деревня Ульяновская, а своё название роспись получила от небольшой речки Ракулки, которая, часто петляя, протекает в той местности.
Ракульскую роспись принято считать прялочной, ведь именно они преобладали среди дошедших до нас предметов. Колорит росписи отличается большим благородством. В орнаменте можно увидеть красно-ораньжевый, бордовый (свекольный), глубокий зелёный и синий (или тёмно-голубой) цвета, реже охру. Для выполнения своеобразной оживки в виде полукружий применяют белый цвет. Пластичную форму элементов, плавные изгибы и повороты подчеркивает лёгкий чёрный контур, пучки усиков в пазухах листьев. Ракульские прялки имеют жёлто-охристый фон и крупную роспись. Жанровые сцены в них отсутствуют. Нет сопроводительных надписей, которыми изобилует пермогорская роспись.
Верхнюю часть прялки всегда занимает изогнутая ветвь-древо. Она представляет собой куст S-oбpaзной формы, тонкий изогнутый ствол которого иногда совсем пропадает в орнаменте. На ветвях древа свободно раскинуты достаточно крупные листья разнообразной формы. Они очень декоративны и чаще всего выполнены в 2-3 цвета, что придаёт им объём. В нижней части лопасти, под древом, в квадрат вписана птица с маленькой головой и грузным туловищем. Её силуэт очень выразителен. На ножке ракульской прялки чаще всего встречается изображение крупного цветка на прямом стебле.
Роспись связывается с именами мастеров из семьи Витязевых. Их изделия получили известность со второй половины XIX века. Лучшим художником того времени был Дмитрий Фёдорович Витязев. Ремесло передавалось из поколения в поколение. В последнее время стало известно имя ещё одного мастера – Григория Овсянникова, творчество которого приходится на период становления ракульской традиции. Возможно, были и другие художники, этот вопрос требует дополнительного изучения. Последним мастером ракульской росписи была Пелагея Андреевна Витязева.

Журнал "Истоки 2011"
©2014 МБУК "КИМХМ им. С.И. Тупицына"