ГЛАВНАЯ
Образовательные программы
Экспозиции
Выставки
Фонды
Творческая мастерская
Общественные объединения
Издания музея

ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Красноборский музей на сайте vk.com

Карта сайта

ОН КАМЕНЬ ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ СУМЕЛ

Выставка «Он камень подчинить себе сумел» посвящена нашему знаменитому земляку, мастеру-каменотёсу, строителю г. Санкт-Петербурга Самсону Ксенофонтовичу Суханову. Вехи его творческой биографии восхищают и вызывают чувство гордости. Один из лучших каменщиков Петербурга первой половины XIX века, он принимал участие в создании Казанского и Исаакиевского соборов, Фондовой биржи и Стрелки Васильевского острова, Горного института, Адмиралтейства, Михайловского замка, многочисленных мостов и каналов... Не перечесть всего, что сделано этим великим тружеником для того, чтобы Санкт-Петербург стал одной из красивейших столиц мира, как и задумывалось Петром Великим.
Новая выставка о жизненном и творческом пути мастера получилась торжественной, отражающей масштаб личности Самсона Суханова. Здесь всё соединилось: бедная деревенская изба – символ начала его жизненного пути и величественные колонны, лучшим мастером по изготовлению которых стал Суханов в Санкт-Петербурге. Глядя на многообразие представленных на выставке зданий и сооружений северной столицы, трудно вообразить, что созданы они во многом благодаря таланту простого красноборского мужика, самоучки.

Родился Суханов 27 июня (по старому стилю) 1768 года в деревне Завотежица Евдской волости Архангелогородской губернии (в настоящее время Красноборский район, Архангельской области) в день Самсона-странноприимца. Поэтому мальчика и нарекли Самсоном, что значит силач, отважный человек. Это имя на редкость подошло ему: таким Суханов и был в жизни – смелым, бесстрашным, обладавшим большой физической силой.
Нелегкая судьба выпала Суханову – выходцу из бедняцкой семьи. Отец, Ксенофонт Сидорович, из-за слабого здоровья не мог выполнять тяжелые работы. Летом он нанимался пастухом, зимой сторожил торговые заведения в Красноборске. Мать, Ирина Тимофеевна, батрачила у зажиточных соседей. Вот почему пареньку, не по годам сильному и смышленому, уже с девяти лет пришлось работать. В 1780 году он с родительского благословения покинул родную деревню. Для него началась полоса тяжелых скитаний и опасных приключений.
Несколько лет он бурлачил на северных реках, а в 1783 году, попав в Архангельск, нанялся в зверобойную артель, промышлявшую на Груманте (Шпицберген). Немало страшных, порой смертельных опасностей пережил Самсон с товарищами во время годичной зимовки на Шпицбергене. Вернувшись в Архангельск, работал на Ширшенском якорном заводе. После этого еще не раз нанимался на различные промыслы: на треску, палтусину, на зверя. Пять лет трудился у архангельского богача, выполняя самые различные работы по хозяйству. Скопив немного денег, Самсон возвратился на родину и здесь женился на вдове с тремя малыми детьми.
После женитьбы Суханов отправился в Петербург, к брату жены Григорию Копылову, который работал подрядчиком на строительстве. Было это в период интенсивного роста российской столицы. Копылов вел тогда большие работы на строительстве Михайловского замка. Он взял к себе шурина сначала каменотесом, а затем десятником, положив ему жалование 25 рублей.
Так нашел Самсон Суханов дело, которое стало для него жизненным призванием. С упоением и азартом постигал Суханов новую профессию. Его часто можно было видеть работающим вечерами и даже ночами, созданные им произведения из гранита и мрамора становились раз от раза все совершеннее. Новое поприще настолько увлекло его, что он скоро обогнал своих учителей, стал лучшим мастером ваятельного дела и умелым организатором возведения видных архитектурных памятников Петербурга.

Первым биографом Самсона Ксенофонтовича Суханова был один из образованнейших людей своего времени, известный путешественник, переводчик, издатель и критик Павел Петрович Свиньин. В первом номере своих «Отечественных записок» в 1820 г. он написал восторженную статью о Суханове, называя его «русским природным ваятелем».
Изучением жизни и деятельности нашего выдающегося земляка занимались разные исследователи. Среди них архитектор, историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор Н.Ф. Хомутецкий; инженер-полковник, кандидат технических наук, профессор, краевед Н.П. Борисов; краевед П.Г. Зашихин. Результатом их исследований стал очерк «Самсон Суханов – каменных дел мастер». В 2003 г. вышла в свет книга «Баболовский дворец и творение мастера Суханова», автор которой инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук Владимир Миронович Рубан. В канун юбилея в Санкт-Петербурге и Вологде прошли презентации книги писателя Владимира Васильева «Самсон Суханов» – художественной повести о мастере-каменотёсе, написанной на основе архивных документов. И, наконец, Валентина Петровна Столбова. Инженер-геолог, палеонтолог, кандидат геолого-минералогических наук, более 35 лет проработавшая в музее Горного института.
В 2008 г., в дни празднования 240-летия со дня рождения Самсона Суханова, Валентина Петровна в составе делегации от Санкт-Петербурга посетила Красноборск и была поражена масштабом личности Суханова. С этого времени она стала заниматься изучением родословной и деятельности знаменитого каменотёса, пропагандой его наследия. О Суханове ею написаны шесть статей. Благодаря исследованиям В.П. Столбовой открылись новые факты о С. Суханове, в том числе нам стала известна точная дата смерти мастера – вторая половина 1844 г. Благодаря содействию Валентины Петровны в нашем музее появились и образцы горных пород с которыми работал каменонотёс. Они переданы нам из вспомогательного фонда петрографического музея СПбГУ, коллекция Елены Владимировны Путинцевой.

В Москве, в музее Василия Тропинина, хранится «Портрет Самсона Ксенофонтовича Суанова». Удивительная история этой картины. Собиратель старины Ф.Е. Вишневский как-то приобрёл грязный, потемневший холст с изображением неизвестного старика в крестьянской одежде. На живописи едва просматривалась подпись «Тропинин». Картина тогда представляла собой сплошную загадку: когда написана? Кто изображен на ней? Исследователям не было известно. Когда реставраторы убрали с красочного слоя грязь и копоть, вдруг открылось ранее невидимое, оказалось что старик изображён возле кирпичного здания, в руках у него камнетёсный молоток, явная принадлежность его профессии. Еще обнаружилась на холсте база лежащей колонны, а на ней дата создания портрета – 1823 г. Изучением картины занялась историк-искусствовед Т.В. Буевская. Именно благодаря её поискам, исследованиям мы узнали, что на картине изображен Самсон Суханов.
На выставке «Он камень подчинить себе сумел» представлена копия портрета, выполненная Софроновым Ю.Ф. (г. Архангельск) в 1993 г. по заказу Красноборского музея к 225-летию Самсона Ксенофонтовича Суханова.

©2014 МБУК "КИМХМ им. С.И. Тупицына"