ГЛАВНАЯ
Образовательные программы
Экспозиции
Выставки
Фонды
Творческая мастерская
Общественные объединения
Издания музея

ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Красноборский музей на сайте vk.com

Карта сайта

История одного предмета


КОЛОКОЛ СТАРЦА ЛОНГИНА

Статья опубликована:
Копытков В.В. Колокол старца Лонгина. // Знамя. – 23 июня 2017.

Совсем недавно сотрудниками Красноборского историко-мемориального и художественного музея им. С.И. Тупицына было сделано замечательное открытие. При подготовке выставки, посвященной истории Православия на Красноборской земле, в музейных фондах ими был обнаружен уникальный экспонат: малый церковный колокол, имеющий не только культурно-историческое, но и духовное значение. Долгие годы колокол не привлекал внимания специалистов, находясь в запасниках музея. После выхода в свет в конце 2016 г. книги «Знамение на Волчьем ручье. По следам утраченной святыни» исследователям открылась подлинная история этого уникального музейного экспоната.

Сам по себе этот колокол очень прост и не имеет какого-либо орнамента, характерного для предметов церковно-прикладного искусства. Его высота 16 см, а диаметр чуть более 13 см. Скорее всего, он был отлит в середине XVII столетия одним из колокольных мастеров уездного города Устюга Великого. Датировку экспоната подтверждает неровная надпись, выбитая по тулову самым примитивным способом: «Сий колокол Фи[лип]па митрополита, лета 7162, старца Логина».
Собственно эта надпись и является ключом, открывающим тайну старинного церковного колокола, связанную с историей распространения Православия в Устюжском уезде, в который долгое время входила и Красноборская земля. Но обо всём по порядку.

Летом 1654 г. постриженику Теплогорской Богородицкой пустыни (на реке Юг) «чернецу» Лонгину в видении явился святитель Филипп, митрополит Московский, при котором монах исцелился от «лютого недуга». По велению святого Лонгин покинул монашескую обитель и поселился в двух верстах к западу от Великого Устюга в местности, называемой Яиково, расположенной на левом берегу реки Сухоны. Там, в выкопанной в земле «пещере», он поставил принесённую с собой чудотворную икону святителя Филиппа, весть о которой быстро разнеслась по устюжским окрестностям и привлекла к этой святыне многих паломников и богомольцев. Уже через год в Яикове на пожертвования строится деревянная часовня, а к середине 1662 г. появляется маленький монастырёк, который по благословению Ростовского митрополита Ионы, в ведомстве коего в то время находилась Устюжская округа, получает официальное признание. В августе 1662 г. строителем новой обители указом Владыки назначается её основатель старец Лонгин.
Документальные источники, дошедшие до наших дней, сохранили мирское имя этого старца – Лука Васильев сын Голубев. Он был глубоко верующим и одновременно весьма деятельным человеком. Несмотря на многочисленные трудности и перипетии судьбы, он положил начало одной из православных обителей Устюга Великого – Знамено-Филипповскому монастырю.
С этими событиями и связан наш колокол.
В переводе на современное летоисчисление год 7162 – это 1654 г. То есть в надписи на колоколе обозначено время зарождения Яиковской Филипповской пустыни.
Скорее всего, этот колокол был приобретён в том же 1654 г. самим старцем Лонгином у одного из устюжских колокольных мастеров для задуманной им в Яикове Филипповской обители. Памятная надпись на нём могла быть сделана по заказу старца тем же самым мастером, а возможно, и самим Лонгином. В пользу последней версии свидетельствует отсутствие должного мастерства при её нанесении, пропуски букв и ошибки в словах.
В 1675 г. по распоряжению Ростовского митрополита Ионы под управление Яиковского Филипповского монастыря переходит Волчьеручьевская Знамено-Богородская пустынь, основанная в 1663 г., после явления чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», старцем Иаковом, бывшим пермогорским крестьянином Иваном Трифоновым. В 1675 г. в Яиковский монастырь увозят и чудотворную святыню. После этого Волчьеручьевская пустынь утрачивает прежнее духовное значение и превращается в ничем не примечательный монастырёк, каких на Русском Севере в ту пору было немало.
С учреждением в 1682 г. самостоятельной Великоустюжской епархии старец Лонгин передал управление Яиковским монастырём другому настоятелю – «чёрному попу» Антонию и удалился на покой. Стремясь к уединению, он принимает решение переселиться в принадлежавшую монастырю Волчьеручьевскую пустынь, находившуюся в достаточном отдалении от нового епархиального центра – Устюга Великого.
В 1683 г. Лонгин получает от архиепископа Великоустюжского и Тотемского Геласия благословенную грамоту на строительство в Волчьеручьевской пустыни новой Знамено-Богородской церкви и, захватив лишь самое необходимое, уезжает к новому месту обитания. По всей вероятности, тогда же он привозит на Красноборскую землю и малый колокол. Из надписи можно заключить, что старец им дорожил.
Проживая на Волчьем ручье, старец Лонгин в течение трёх лет обустраивает полузабытую святую обитель и руководит работами по возведению Знамено-Богородского храма, в который перестраивается прежде бывшая там часовня. В начале 1686 г. воздвигнутая старанием старца Лонгина новая церковь была полностью готова к освящению. Однако по каким-то причинам оно было отложено и состоялось несколько позже. Точная дата освящения остаётся пока не выясненной.
Старец Лонгин, по дошедшему до нас преданию, жил в богоугодных делах до глубокой старости. Преставился он, судя по всему, в Волчьеручьевской пустыни и, стало быть, там же и погребён.
Богослужебные предметы, церковная утварь, книги и колокола, привезённые Лонгином из Яиковского монастыря в Знамено-Богородскую церковь, находились в ней вплоть до её закрытия – до первой половины тридцатых годов ХХ столетия.
Некоторые особо примечательные из хранившихся в этом храме реликвий отмечены в 1854 г. в «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда», хранящемся ныне в Государственном архиве Вологодской области. В их числе указан и интересующий нас старинный подписной колокол из «монастыря митрополита Филиппа». Правда, перевод надписи на нём тогда был сделан неточно и в датировке допущена ошибка. Но сегодня, когда этот колокол идентифицирован, всё встало на свои места.
Реликвию эту в числе прочих спас родственник местного священника Павел Алексеевич Жигалов, который после разорения безбожниками Волчьеручьевского храма перенёс из него часть оставшегося бесхозным бывшего церковного имущества к себе домой и хранил его на протяжении многих лет.
В конце 1950-х гг. он передал некоторые из спасённых им предметов в дар Красноборскому школьному краеведческому музею, которым заведовал тогда Сергей Иванович Тупицын. В 1987 г. собранные краеведами школьные коллекции вошли в фонды образованного по решению Архангельского облисполкома Красноборского историко-мемориального и художественного музея. Таким образом дошёл до наших дней уникальный экспонат, имеющий культурно-историческое и духовное значение для всего Верхнего Подвинья.
Более подробно обо всём вышеизложенном заинтересованный читатель может узнать непосредственно из книги «Знамение на Волчьем ручье. По следам утраченной святыни», которая имеется в Красноборском музее и районной библиотеке, а также в свободной продаже.


Василий Копытков,
действительный член Вологодского союза писателей-краеведов

©2014 МБУК "КИМХМ им. С.И. Тупицына"