Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына

ГЛАВНАЯ
Образовательные программы
Экспозиции
Выставки
Фонды
Творческая мастерская
Общественные объединения
Издания музея

ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Красноборский музей на сайте vk.com

Карта сайта

Экспозиция "Промыслы, ремёсла, крестьянский быт"


Основным занятием крестьян красноборских волостей было земледелие. Но в суровых условиях Севера земля давала недостаточные урожаи зерна, поэтому приходилось искать дополнительные средства для жизни. Большим подспорьем для местных крестьян были ремёсла и промыслы.
Самым распространённым промыслом была охота. Она давала мясо, шкуры, меха, перо. В лесных угодьях добывали лисицу, куницу, белку, зайца, бобра, а также лося, медведя, волка, птицу. Особенно много били рябчика и белку. Больше всего охота, как промысел, была распространена в Березонаволоцкой волости, где местные охотники в начале XX в. ежегодно добывали зверя и птицы более чем на 6000 рублей.
Территория Сольвычегодского уезда имела большой речной бассейн: река Северная Двина, её многочисленные притоки, значительное количество озёр – всё это способствовало занятию рыболовством. В водоёмах водилась самая разнообразная рыба: щука, лещ, налим, нельма, окунь, ёрш, сорога, карась, пескарь, язь, хариус, стерлядь и др. Рыбу ловили неводами, мерёжами, бреднями, плетёнными из ивовых виц киньгами. Наиболее выгодна была ловля стерляди, которая отправлялась на продажу в Москву.
В нач. ХVII в. основной металлургической базой Восточного Поморья по добыче болотной железной руды были Цывозёрская и Белослудская волости. Они были главным поставщиком железа в крупные центры металлообработки: Великий Устюг, Соль Вычегодскую, Тотьму. Из добытой руды местное население в специально приспособленных кустарных доменках-горнах выплавляло сталь и железо. По Устюгской писцовой книге 1623-1626 гг. в Белослудском стане было 32 доменки-горна. Наличие своей руды обусловило и развитие кузнечного промысла. Местные кузнецы производили славившиеся чистотой отделки и хорошим качеством стали сохи-ральники, серпы, косы-горбуши, бороны, подковы, гвозди и другие железные изделия, которые продавались не только на Красном Бору, в Устюге, но также шли и в далёкую Сибирь.
В лесных деревнях Красноборья работало много мастеров, использовавших в своём ремесле дерево – материал, находившийся всегда под рукой. Береста шла на изготовление лаптей, бураков, корзин, солонок, хлебниц и прочих предметов быта. Из корня сосны плелись очень крепкие чашки, а также коробушки и шкатулки. Ель использовалась для дранки на корзины, пестери, короба. Из её же ствола вместе с корнем мастера вырезали прялки. Из сосны, елки, осины бондари делали деревянную бытовую утварь: долбленые корыта, бочки, кадушки, шайки, ушата, вёдра. В деревнях, расположенных по берегам Северной Двины и её притокам, плели из ивового прута рыболовные снасти, зобни для травы, корзины.
Широко было развито гончарное производство. Крупные центры гончарства находились в Черевковской, Великосельской, Березонаволоцкой волостях. Продукцией мастеров была крестьянская посуда различного назначения и размеров: горшки с закроями, корчаги, кринки, чашки, латки, носоватики, рукомойники и т.д. Изготавливали кирпич и натрубники, которые тоже пользовались у населения большим спросом. Для детей делали свистульки.
Имел распространение и ткацкий промысел. Повсеместно выращивали лён, из которого пряли пряжу, затем производили её окраску или беление и ткали холсты и пестрядинную ткань для крестьянских рубашек и сарафанов, полосатое полотно «портно», вырабатывали кушаки, пояса и подживотники. Изделия красноборских мастериц до сих пор поражают прочностью, стойкостью и яркостью красок. Краснобор неслучайно звали «кушачниками», промысел этот существовал здесь с незапамятных времен. В самом Красноборске ткались кушаки «бумажные» из покупных ниток, одна мастерица могла сработать 80-100 штук в год. Но особо ценились белослудские шерстяные кушаки. Местные мастерицы использовали для этого шерсть молодых ягнят. По заказу могли выткать «кушак до 11 вершков шириной (около 50 см) замечательной тонкости, проходивший через обручальное кольцо». Достоинство красноборских и белослудских кушаков заключалось «в чрезвычайной прочности к носке, они пронашиваются впятеро против обыкновенных фабричных кушаков». Скупщики приобретали их на Красноборских ярмарках и вывозили на продажу в другие губернии.
Вплоть до конца XIX в. в Черевковской и Ляховской волостях существовал уникальный вид ремесла – золотное шитьё. Золотошвейными узорами украшались девичьи повязки, женские головные уборы (кокошники, платки), женские рубахи, нагрудники, шейные украшения, пояса, перчатки, рукавицы, «напульсники», «наголовники» к детским пелёнкам, туфли. В основном изделия выполнялись мастерицами по заказу купцов, мещан, зажиточных крестьян, которых было достаточно в местной округе.
Сапожное ремесло, как и многие другие, чаще всего передавалось от отца к сыну, от деда к внуку, а желающие сшить новую, хорошую, прочную обувь или отремонтировать старую были всегда. Славилась своими сапожниками Уфтюжская волость, где в нач. ХХ в. были свои кожевенные заводы. Местные мастера шили обувь не только для земляков, но и выполняли заказы армии.
Некоторые виды ремёсел были развиты в отдельных волостях, так в Уфтюге широкое распространение получило плетение соломенных шляп, сумочек, кукол, в ракульских деревнях из рогов домашних животных делали гребни и расчёски, большой популярностью пользовались изделия гармонных мастеров.
Красноборская земля – родина трёх самобытных крестьянских росписей: пермогорской, уфтюжской, ракульской.
Мастера украшали белофонной пермогорской росписью обычные предметы крестьянского быта: долблёные скопкари, ендовы, ковши, жбаны, чарки, блюда, берестяные бураки, набирухи, короба, рукомойники, подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, прялки, ткацкие станы, превращая их в настоящие произведения искусства. Потомственные семьи народных художников Ярыгиных, Мишариных, Хрипуновых, Хвостовых работали в рамках одной традиции, но их росписи различались творческим почерком.
Ракульская роспись по художественным достоинствам не уступала прославленным пермогорской и борецкой росписям. Центром росписи была д. Ульяновская Черевковской волости, своё название роспись получила от небольшой речки Ракулки. Наиболее известны мастера из большой семьи Витязевых, которые занимались росписью прялок и набирух.
Уфтюжская роспись делится на два самостоятельных центра. Первый был расположен в деревнях около погоста Верхняя Уфтюга и в д. Новоандреевская в среднем течении р. Уфтюги. Главное место среди расписываемых здесь бытовых предметов занимали туеса. Уфтюжский искусный бурачник за зиму делал до тысячи туесов, из них половину выкрашивал и расписывал. Туеса возили в Архангельск, Устюг, Вологду. Из мастеров знаменит был на всю округу Дмитрий Матвеевич Новинский.
Второй центр росписи, находился в верховье р. Уфтюги, в д. Слобода. Местные мастера занимались росписью прялок.

©2014 МБУК "КИМХМ им. С.И. Тупицына"