ГЛАВНАЯ
Образовательные программы
Экспозиции
Выставки
Фонды
Творческая мастерская
Общественные объединения
Издания музея

ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ

Красноборский музей на сайте vk.com

Карта сайта

Коллекция колоколов и колокольчиков

     Издавна на Руси раздавался колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольчики и бубенчики ямщиков скрашивали путникам однообразную дорогу. Колокола на церковных башнях размеряли течение дней в городах и селах, церковный звон сопровождал будничную жизнь, радовал благовестом в праздники.
     Коллекция колоколов и колокольчиков Красноборского музея невелика – около 40 единиц хранения. В её состав входят церковные колокола, поддужные колокольчики, колокольцы, ботала и бубенчики (шаркуны) для скота.
     «Жемчужиной» нашей коллекции является колокол XVII в., принадлежавший старцу Лонгину, основателю Знамено-Филипповского монастыря под Великим Устюгом. На поверхности колокола выцарапаны буквы: «СИI КОЛОКОЛ ФИПА МИТРОПОЛИТА СТАРЦА ЛОГИНА ЛЬТА ЗРВ». Его история была раскрыта в 2017 г, в процессе подготовки музейной выставки «От храма к храму. История красноборских приходов» благодаря нашему земляку, московскому историку Василию Викентьевичу Копыткову, автору книги «Знамение на Волчьем Ручье. По следам утраченной святыни», написанной к 150-летию Волчьеручьевского храма Знамения Пр.Богородицы, к которому данный колокол имеет самое непосредственное отношение (см. ст. В.В. Копыткова «Колокол старца Лонгина»).

     Ещё один колокол нашей коллекции с надписью: «С.К.К.С.Ц. Усердiемъ К. сына А.А. Тулубенского 1865 года….» имеет прямое отношение к истории Красноборска. Скорее всего он был отлит для Красноборского Спасского собора на средства красноборского купца Александра Афанасьевича Тулубенского (в 1865 году ещё купеческого сына). Семья Тулубенских была одной из самых влиятельных в нашем городе.

     Третий колокол, самый большой в коллекции, попал в музей совсем недавно – был передан о. Валентином, настоятелем Красноборского Св-Троицкого храма. К сожалению, неизвестно на каком из местных храмов он когда-то висел, но из-за трещины в тулове оказался непригоден к службе и стал музейным экспонатом.

     Большую часть коллекции составляют поддужные или ямщицкие колокольчики. Появились они в XIX в. именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния.
     Поддужные колокольчики отливались из того же бронзового сплава, что и большие колокола, имели ту же форму и были невелики по размерам (высота и диаметр в пределах от 4 до 16 сантиметров). Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). Колокольчик туго привязывался к средней части дуги с помощью сыромятного ремня над головой коренника. Во время езды сам колокольчик был неподвижен, раскачивался только язычок (ударник), который бил по внутренней стороне стенки колокольчика.
     Центры литья поддужных колокольчиков находились возле почтовых трактов. Родиной этого промысла стал г. Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими. Легенда о валдайских колокольчиках гласит, что в 1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. По дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.
     В музее есть несколько валдайских колокольчиков с надписями: «Дар Валдая»; «Дар Валдая». «С серебром», Колоколец 1811 г. с надписью: СЕИ-КО-ЛИТЪ-ВАЛДАЕ-КОГО-ЛЮБЛЮ-ТОГО-ДАРЮ – «Сей колокол лит на Валдае. Кого люблю – того дарю».

     Колоколец поддужный ХIХ в. с надписью: «Даръ Валдая съ серебромъ». Внутри надпись: «По особому заказу съ серебромъ…» г. Валдай. Новгородская губерния».
     Другой широкоизвестный центр колокольного промысла – с. Пурех Нижегородской губернии. Пурехские колокольчики появились в 1860 г., а к концу столетия село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Позднее пурехские колокольчики почти всегда отливались с нумерацией, со стандартными украшениями на тулове. Колокольчики различались по номерам от первого до десятого. Наиболее крупные носили нулевые номера.
     Поддужные колокольчики украшались различными орнаментами крестами, кругами, розетками, гербами, интересными надписями. Например, «Купи не жалей, со мной ездить веселей», «Звонит потешает – ездить поспешает». На колокольчиках часто писали имя изготовившего его мастера, место отливки.
     Наши колокольчики из Пуреха имеют надписи:
«Зав. Егора Спиридоновича Клюйкова въ селъ Пурехъ Нижегородской губ.»;
1873 Г. С.К.М. ЯКОВЪ ФЕДОТОВЪ МАЛЫШОВЪ. Ф ПУРЪХЕ;
«ЗАВОДА А.М. ТРОШИНА ВЪ ПУРЕХЪ НИЖЕГ.Г.».

     В музейном собрании также есть два колокольчика, изготовленные в г. Слободском. Город Слободской относился к числу старых и известных центров поддужного колокольного промысла. Первый колокольный завод там был основан в конце XVIII в., а расцвет колокольного производства начался с середины XIX века, и связан в основном с именами Поповых, Ситниковых, Желваковых. Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамовареное заведение, в котором кроме самоваров и медной домашней утвари, вырабатывались в 40-70-е годы колокольчики. БРАТЬЯ ПОПОВЫ ВЪ СЛОБОДСКОМЪ 1877 Г.

     Колокольный звон сопровождал все важные праздничные события в жизни крестьян, он крепился на тройку в Масленицу, во время свадьбы, проводов рекрута.
     Один из наших колокольчиков - был под дугой лошади, на которой возили почту из Черевково в д. Сенники. Передал его в музей в 1982 г.И.И. Нацветов.

     Специальные колокольчики – ботала и шаркуны – использовались при выпасе скота. Этот колокольчик имеет глухой звук, чтобы отпугивать диких животных. Его крепили к ошейнику животных (коров, лошадей). Звук ботала помогал найти заблудившееся в лесу животное.
     Так же есть и коридорные колокольчики,колокольчики для подачи звонков в учебных заведениях, сувенирные и пр.
©2014 МБУК "КИМХМ им. С.И. Тупицына"